понедельник, 17 февраля 2020 г.

ВНИМАНИЕ - ЗАЛОГ УСПЕХА

Концентрация и сосредоточенность — это свойства внимания. Внимание — это психический процесс, который можно (и нужно!) развивать с самого детства. У ребенка, имеющего проблемы с концентрацией внимания, могут проявляться некоторые из таких признаков:

  • не может усидеть на одном месте и легко отвлекается;
  • часто теряет вещи и не организован;
  • имеет трудности с обучением и запоминанием;
  • не может сосредоточиться, чтобы выполнить задание;
  • постоянно «витает в облаках»;
  • бывает агрессивным или капризным;
  • у него плохо развиты двигательные навыки (например, он плохо бегает или прыгает).
Часто на то, чтобы сконцентрироваться, уходит больше времени, чем на выявление задачи. В чем же причина рассеянного внимания?

1. ГИПЕРОПЕКА
Ребенок привык, что за ним всегда проверяют, помогают или даже могут сделать задания за него, поэтому у него не развивается самоконтроль

2. РЕЖИМ ДНЯ (+усталость)
Ребенок не распределяет правильно время, не знает алгоритм действий, поэтому выполняет задание впопыхах, поверхностно или поздно вечером. В результате ребенок не досыпает и не может сконцентрироваться в течение дня. (КСТАТИ, ДЕТЯМ НЕОБХОДИМ НОЧНОЙ СОН НЕ МЕНЕЕ 9 ЧАСОВ)

3. СТРЕСС И СТРАХ
Если ребёнок чем-то огорчён, подавлен, обижен, он невольно будет снова и снова возвращаться к беспокоящей его проблеме.

4. ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА
Если ребёнок не видит какой-либо пользы от выполняемого задания лично для себя, у него нет причины для того, чтобы направлять на него внимание.
Если все вышеперечисленные причины отсутствуют или устранены, то можно...
переходить к упражнениям-помощникам.
БАРАБАНЩИК
Пусть ребенок повторит простой ритм, который вы ему выстукиваете руками и ногами.
САПЕРЫ
Задача – находить в тексте определенные символы, например – только букву А и обводить (зачеркивать или подчеркивать) ее. Для занятия можно использовать старые журналы. Если ребенок еще не знает буквы, то можно распечатать табличку с геометрическими фигурками
ЦАПЛЯ
Попросите ребенка постоять на 1 ноге столько, сколько он сможет. А еще лучше – устройте соревнование с секундомером между членами семьи.
НАЙДИ СЛОВО
Нужно найти слова, спрятанные в буквенном ряду. Можно зашифровать слова из одной темы, чтобы облегчить задачу и закрепить лексику.
ТОП-ХЛОП
Попросите ребенка топнуть, если фраза, которую вы произнесете, будет абсурдной или неправдивой, и хлопнуть – если она будет соответствовать реальности, будет правдивой. 5-6 вопросов ребенку достаточно, чтобы сориентироваться в правилах «игры». Еще 15-20 вопросов в рамках этого упражнения достаточно, чтоб «включить» ребенка и настроить его на более рутинную деятельность, требующую концентрации.
ОСМОТРИСЬ ВОКРУГ
Попросите ребенка осмотреть комнату и назвать как можно больше предметов с определенным признаком – по цвету, форме или по любому другому признаку – тяжелый, может разбиться, меньше кулачка и т.д.. Эта практика работает не только для быстрой мобилизации концентрации, но и расширяет его объем внимания.
СКОРОГОВОРКИ
Замечательный комплексный тренажер! Начинаем медленно и четко произносить слова, постепенно наращивая темп. Соревнования друг с другом только усилят эффект!
НАПРАВЛЯЕМ ВЗОР
Умение концентрировать внимание предполагает способность длительно удерживать нужный объект в поле зрения. Многим детям не хватает именно этого умения. Для того, чтобы развить его, подойдут любые игры, развивающие точность попадания в цель, например: городки, стрельба в тире, набрасывание колец. В домашних условиях можно попробовать складывать башни из спичек, девочкам - вышивать, а мальчикам - выжигать.
В заключение напомним вам о трех универсальных простых
домашних «тренажерах» 
для развития концентрации и внимания у ребенка.
1. совместное приготовление еды (позвольте помочь вам помыть овощи, порезать их).
2. помощь по дому, требующая определенной сосредоточенности и аккуратности (лучший вариант – попросите ребенка протереть листья цветка в вазоне).
3. лепка (от теста и до глины). Она прекрасно помогает развивать концентрацию и внимательность не только малышам, но и детям подросткового возраста.
МУДРОСТИ ВАМ И ТЕРПЕНИЯ!
P.S.: Исследования показали, что промежуток времени, в течение которого ребенок может активно сосредотачивать внимание, ограничен:
От 5 до 7 лет - до 15 минут
От 7 до 10 лет - до 20 минут
От 10 до 12 лет - до 25 минут
От 12 до 16 лет - до 30 минут
К 9-10 годам внимание становится более устойчивым, а окончательно формируется в 11-12 лет.


К сожалению, в некоторых случаях значительные нарушения концентрации внимания могут свидетельствовать о наличии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), возникающего при дисфункции некоторых мозговых структур. Если систематические занятия с ребёнком не дают результата, следует обратиться за консультацией к неврологу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...