Концентрация и сосредоточенность — это свойства внимания. Внимание — это
психический процесс, который можно (и нужно!)
развивать с самого детства. У ребенка, имеющего проблемы с концентрацией
внимания, могут проявляться некоторые из таких признаков:
- не может усидеть на одном месте и легко отвлекается;
- часто теряет вещи и не организован;
- имеет трудности с обучением и запоминанием;
- не может сосредоточиться, чтобы выполнить задание;
- постоянно «витает в облаках»;
- бывает агрессивным или капризным;
- у него плохо развиты двигательные навыки (например, он плохо бегает или прыгает).
Часто на то, чтобы сконцентрироваться, уходит больше времени, чем на
выявление задачи. В чем же причина рассеянного внимания?
1. ГИПЕРОПЕКА
Ребенок привык, что за ним всегда проверяют, помогают или даже могут
сделать задания за него, поэтому у него не развивается самоконтроль
2. РЕЖИМ ДНЯ (+усталость)
Ребенок не распределяет правильно время, не знает алгоритм действий, поэтому
выполняет задание впопыхах, поверхностно или поздно вечером. В результате
ребенок не досыпает и не может сконцентрироваться в течение дня. (КСТАТИ, ДЕТЯМ
НЕОБХОДИМ НОЧНОЙ СОН НЕ МЕНЕЕ 9 ЧАСОВ)
Если ребёнок чем-то огорчён, подавлен, обижен, он невольно будет снова и
снова возвращаться к беспокоящей его проблеме.
4. ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА
Если ребёнок не видит какой-либо пользы от выполняемого задания лично для
себя, у него нет причины для того, чтобы направлять на него внимание.
Если все вышеперечисленные причины отсутствуют или устранены, то можно...
переходить к упражнениям-помощникам.
переходить к упражнениям-помощникам.
Пусть ребенок повторит простой ритм, который вы ему выстукиваете руками и
ногами.
Задача – находить в тексте определенные символы, например – только букву
А и обводить (зачеркивать или подчеркивать) ее. Для занятия можно использовать
старые журналы. Если ребенок еще не знает буквы, то можно распечатать табличку
с геометрическими фигурками
Попросите ребенка постоять на 1 ноге столько, сколько он сможет. А еще
лучше – устройте соревнование с секундомером между членами семьи.
Нужно найти слова, спрятанные в буквенном ряду. Можно зашифровать слова из
одной темы, чтобы облегчить задачу и закрепить лексику.
Попросите ребенка топнуть, если фраза, которую вы произнесете, будет
абсурдной или неправдивой, и хлопнуть – если она будет соответствовать
реальности, будет правдивой. 5-6 вопросов ребенку достаточно, чтобы
сориентироваться в правилах «игры». Еще 15-20 вопросов в рамках этого
упражнения достаточно, чтоб «включить» ребенка и настроить его на более
рутинную деятельность, требующую концентрации.
Попросите ребенка осмотреть комнату и назвать как можно больше предметов
с определенным признаком – по цвету, форме или по любому другому признаку – тяжелый,
может разбиться, меньше кулачка и т.д.. Эта практика работает не только для
быстрой мобилизации концентрации, но и расширяет его объем внимания.
Замечательный комплексный тренажер! Начинаем медленно и четко произносить
слова, постепенно наращивая темп. Соревнования друг с другом только усилят
эффект!
Умение
концентрировать внимание предполагает способность длительно удерживать нужный
объект в поле зрения. Многим детям не хватает именно этого умения. Для того,
чтобы развить его, подойдут любые игры, развивающие точность попадания в цель,
например: городки, стрельба в тире, набрасывание колец. В домашних условиях
можно попробовать складывать башни из спичек, девочкам - вышивать, а мальчикам
- выжигать.
В заключение напомним вам о трех универсальных простых
домашних «тренажерах»
для развития концентрации и внимания у ребенка.
1. совместное приготовление еды (позвольте помочь вам помыть овощи,
порезать их).
2. помощь по дому, требующая определенной сосредоточенности и
аккуратности (лучший вариант – попросите ребенка протереть листья цветка в
вазоне).
3. лепка (от теста и до глины). Она прекрасно помогает развивать
концентрацию и внимательность не только малышам, но и детям подросткового
возраста.
МУДРОСТИ
ВАМ И ТЕРПЕНИЯ!
P.S.: Исследования показали, что промежуток времени, в течение которого ребенок
может активно сосредотачивать внимание, ограничен:
От 5 до 7 лет - до 15 минут
От 7 до 10 лет - до 20 минут
От 10 до 12 лет - до 25 минут
От 12 до 16 лет - до 30 минут
К 9-10 годам внимание становится более устойчивым, а окончательно формируется в 11-12 лет.
От 7 до 10 лет - до 20 минут
От 10 до 12 лет - до 25 минут
От 12 до 16 лет - до 30 минут
К 9-10 годам внимание становится более устойчивым, а окончательно формируется в 11-12 лет.
К сожалению, в некоторых случаях значительные нарушения концентрации
внимания могут свидетельствовать о наличии синдрома дефицита внимания с
гиперактивностью (СДВГ), возникающего при дисфункции некоторых мозговых
структур. Если систематические занятия с ребёнком не дают результата, следует
обратиться за консультацией к неврологу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий