Невнимательный, забывчивый,
рассеянный, ротозей… какие еще эпитеты можно подобрать к человеку, который
теряет вещи, не может сосредоточиться на одном деле, забывает об обещаниях и т.д. Все чаще взрослые бьют тревогу по поводу детской невнимательности. Ведь известно,
что СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ, СЛУШАТЬ и
СЛЫШАТЬ совсем не одно и тоже. Только внимание позволяет человеку
воспринимать окружающую действительность в полной мере. Предлагаем начать со
слуховой памяти, которая помогает нам запоминать и воспроизводить
последовательности звуков. В школе слуховая память бывает незаменимым другом
ребенка и помогает писать изложения, сочинения, диктанты, запоминать важные
даты.
Как понять, насколько
развита слуховая память?
Вы можете самостоятельно
провести один из самых распространённых тестов — «Запоминание 10 слов» по
А.Л.Лурия. Тест подходит детям от 5 лет. Предложите ребенку прослушать 10
слов, несвязанных друг с другом по смыслу. Слова должны быть несложные и
знакомые ребенку, например стол, кошка, дерево и т.д. После этого задача
ребенка произнести те слова, которые он запомнил. Процесс повторяется 3
раза, и 4-й раз через 10-15 минут. По нормам, в первый раз ребенок должен
повторить 4-6 слов. На 2 и 3 повторе ребенок должен говорить минимум на 1 слово
больше, чем в попытку перед этим. Второй и третий повторы показывают скорость
запоминания и усидчивости ребенка. Четвертый повтор можно провести спустя 10
минут — он показывает уровень развития долговременной памяти. В норме ребенок
повторит на 2 слова больше или меньше от своего наилучшего результата.
Взрослый человек в норме запоминает 7-9 слов. Для ребенка нормой считается
количество слов равное его возрасту плюс/минус один. Значит для детей 5-6 лет
показатель нормы — 4-6 слов; для 6-7 лет — 5-7 слов; от 8 лет и старше 7
и более слов.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ
ПАМЯТИ
При работе над улучшением
слуховой памяти ребенку необходима помощь взрослых. Занятия в форме игры
помогают избежать стресса и достичь лучшего результата.
1. Игра «10 пар». Суть
игры в том, что взрослый придумывает 10 пар слов, связанных по смыслу, читает
их ребенку с выражением и не торопясь. После прочтения родитель произносит
первое слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать к нему пару.
Пример игры: кошка — хвост, шапка — шарф, снег — морозы, медведь — берлога,
нитка — иголка, стол — стул, тетрадь — карандаш, книга — закладка, кресло —
диван, руль — машина.
Игра тренирует слуховую память и улучшает внимательность ребенка.
2. Игра «Запомни и
продолжи». Игра не только улучшает слуховую память, но и увеличивает
ее объем. Суть игры: взрослый начинает предложение, ребенок его повторяет и
добавляет свою деталь. В зависимости от количества участников игра имеет 2
варианта.
Вариант 1. Если с вами много детей: Взрослый говорит, например, «Я сегодня шел
по лесу и увидел...», ребенок «Я сегодня шел по лесу и увидел маленький
гриб...», третий игрок повторяет и добавляет свое. Игрок, который допускает
ошибку — выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
Вариант 2. Если игроков мало: принцип игры остается тот же, но в историю с
каждым ходом добавляется не одно — два слова, а много слов и деталей. Например:
«Мальчик поехал к бабушке в деревню...», второй игрок повторяет и добавляет
«там он много плавал и ходил в лес». Игра продолжается до первого сбившегося
игрока. Кто сбился — тот и проиграл.
Игра стимулирует слуховую память, воображение и улучшает концентрацию.
3. Игра «Слушай и
рисуй». Игра комплексно развивает слуховую память, воображение и
мелкую моторику рук. Взрослый читает стишок или маленькую сказку ребенку. Важно
читать медленно и с интонацией. Задача малыша нарисовать на бумаге те образы из
произведения, которые ему запомнились ярче других. В дальнейшем ребенок может
пересказывать сказку по рисункам. Берите любимых детских авторов: Агния Барто,
Самуил Маршак, Владимир Сутеев.
4. Игра «Что это
было». Для этой игры вам понадобятся записи природных явлений, бытовых
звуков, музыкальных инструментов — любых необычных звучаний. Подходите к делу с
фантазией. Включайте ребенку запись и предложите угадать, что именно он слышит.
Когда ребенок отгадает, можно попросить повторить звук. Выбирайте необычные
звуки: звук моря, шум троллейбуса, треск огня, хруст ломающихся палок под
ногами в лесу — чем необычнее звук, тем интереснее угадать и пытаться
повторить.
Главное в развитии
слуховой памяти — постоянство. Регулярные упражнения по 3-5 минут в день
принесут больше пользы, чем занятия по 30 минут, но раз в неделю. Слуховая
память не развивается одна. Любое развитие будет комплексным. Развивая мышление
и внимание, вы так же работаете над памятью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий