понедельник, 26 апреля 2021 г.

ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ ...

Невнимательный, забывчивый, рассеянный, ротозей… какие еще эпитеты можно подобрать к человеку, который теряет вещи, не может сосредоточиться на одном деле, забывает об обещаниях и т.д. Все чаще взрослые бьют тревогу по поводу детской невнимательности. Ведь известно, что СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ, СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ совсем не одно и тоже. Только внимание позволяет человеку воспринимать окружающую действительность в полной мере. Предлагаем начать со слуховой памяти, которая помогает нам запоминать и воспроизводить последовательности звуков. В школе слуховая память бывает незаменимым другом ребенка и помогает писать изложения, сочинения, диктанты, запоминать важные даты.

Как понять, насколько развита слуховая память?

Вы можете самостоятельно провести один из самых распространённых тестов — «Запоминание 10 слов» по А.Л.Лурия. Тест подходит детям от 5 лет. Предложите ребенку прослушать 10 слов, несвязанных друг с другом по смыслу. Слова должны быть несложные и знакомые ребенку, например стол, кошка, дерево и т.д. После этого задача ребенка произнести те слова, которые он запомнил.  Процесс повторяется 3 раза, и 4-й раз через 10-15 минут. По нормам, в первый раз ребенок должен повторить 4-6 слов. На 2 и 3 повторе ребенок должен говорить минимум на 1 слово больше, чем в попытку перед этим. Второй и третий повторы показывают скорость запоминания и усидчивости ребенка. Четвертый повтор можно провести спустя 10 минут — он показывает уровень развития долговременной памяти. В норме ребенок повторит на 2 слова больше или меньше от своего наилучшего результата.
Взрослый человек в норме запоминает 7-9 слов. Для ребенка нормой считается количество слов равное его возрасту плюс/минус один. Значит для детей 5-6 лет показатель нормы — 4-6 слов; для 6-7 лет — 5-7 слов;  от 8 лет и старше 7 и более слов. 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ


При работе над улучшением слуховой памяти ребенку необходима помощь взрослых. Занятия в форме игры помогают избежать стресса и достичь лучшего результата.

1. Игра «10 пар». Суть игры в том, что взрослый придумывает 10 пар слов, связанных по смыслу, читает их ребенку с выражением и не торопясь. После прочтения родитель произносит первое слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать к нему пару.
Пример игры: кошка — хвост, шапка — шарф, снег — морозы, медведь — берлога, нитка — иголка, стол — стул, тетрадь — карандаш, книга — закладка, кресло — диван, руль — машина.
Игра тренирует слуховую память и улучшает внимательность ребенка.

2. Игра «Запомни и продолжи». Игра не только улучшает слуховую память, но и увеличивает ее объем. Суть игры: взрослый начинает предложение, ребенок его повторяет и добавляет свою деталь. В зависимости от количества участников игра имеет 2 варианта.
Вариант 1. Если с вами много детей: Взрослый говорит, например, «Я сегодня шел по лесу и увидел...», ребенок «Я сегодня шел по лесу и увидел маленький гриб...», третий игрок повторяет и добавляет свое. Игрок, который допускает ошибку — выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
Вариант 2. Если игроков мало: принцип игры остается тот же, но в историю с каждым ходом добавляется не одно — два слова, а много слов и деталей. Например: «Мальчик поехал к бабушке в деревню...», второй игрок повторяет и добавляет «там он много плавал и ходил в лес». Игра продолжается до первого сбившегося игрока. Кто сбился — тот и проиграл.
Игра стимулирует слуховую память, воображение и улучшает концентрацию.

3. Игра «Слушай и рисуй». Игра комплексно развивает слуховую память, воображение и мелкую моторику рук. Взрослый читает стишок или маленькую сказку ребенку. Важно читать медленно и с интонацией. Задача малыша нарисовать на бумаге те образы из произведения, которые ему запомнились ярче других. В дальнейшем ребенок может пересказывать сказку по рисункам. Берите любимых детских авторов: Агния Барто, Самуил Маршак, Владимир Сутеев.

4. Игра «Что это было». Для этой игры вам понадобятся записи природных явлений, бытовых звуков, музыкальных инструментов — любых необычных звучаний. Подходите к делу с фантазией. Включайте ребенку запись и предложите угадать, что именно он слышит. Когда ребенок отгадает, можно попросить повторить звук. Выбирайте необычные звуки: звук моря, шум троллейбуса, треск огня, хруст ломающихся палок под ногами в лесу — чем необычнее звук, тем интереснее угадать и пытаться повторить.

Главное в развитии слуховой памяти — постоянство. Регулярные упражнения по 3-5 минут в день принесут больше пользы, чем занятия по 30 минут, но раз в неделю. Слуховая память не развивается одна. Любое развитие будет комплексным. Развивая мышление и внимание, вы так же работаете над памятью. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...