понедельник, 11 декабря 2023 г.

ТРИЗ-метод каталога


В арсенале технологии ТРИЗ(Теория Решения Изобретательских Задач) существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. С ребятами мы познакомились с «методом каталога»Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Иоганном Эмилем в Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольникамиМетод каталога позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки)Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

- Жил-был. Кто?

- С кем он дружил?

- Пришел злой. Кто?

- Кто помог друзьям спастись?

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям. Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы :

- Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать)

- Пошел гулять (путешествовать, смотреть.). Куда?

- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить?

- Что стали делать?

Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

 Алгоритм проведения:

1.       Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.

2.       Воспитатель задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице набранного текста.

3.       Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.

4.       Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

5.       Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).

6.       Продуктивная деятельность детей: лепка, рисунки, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).

7.       Попросить детей рассказать дома придуманную сказку.











 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...