В арсенале технологии ТРИЗ(Теория Решения Изобретательских Задач) существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. С ребятами мы познакомились с «методом каталога». Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Иоганном Эмилем в Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Метод каталога позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки). Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
- Жил-был. Кто?
- С кем он дружил?
- Пришел злой. Кто?
- Кто помог друзьям спастись?
Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги
должны быть незнакомы детям. Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и
шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы :
- Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел
делать)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть.).
Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой
всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог
помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).
Алгоритм проведения:
1. Небольшой группе
детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
2. Воспитатель
задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на
открытой странице набранного текста.
3. Ответы,
«найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
4. Когда сказка
составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
5. Воспитатель
просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги
(выведение алгоритма вопросов).
6. Продуктивная
деятельность детей: лепка, рисунки, аппликация, конструирование или
схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
7. Попросить детей рассказать дома придуманную сказку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий