четверг, 8 февраля 2018 г.

УСТАМИ МЛАДЕНЦА

Слыша речь ребенка 5-6 лет, порой не понимаешь, что он хочет сказать. Начинаем переспрашивать, просим объяснить, повторить. Бывает и грустно, и смешно… А ведь речь человека – это его визитная карточка, показатель культурного уровня. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни.
Настала ваша очередь, дорогие родители, отгадать словесные загадки, которые мы слышим в детском саду ежедневно! 
ПЕРВАЯ: Что такое: «петелька из веревки», «когда дети кружатся по кругу», «важная такая вещь, чтобы умещать воду», «кормушка, где вороны живут», «птица такая»? Не поверите, но это (со слов наших РЯБИНОК) –
воронка (тот самый конус с трубкой для переливания жидкостей).

ВТОРАЯ: Что такое: «телефон, в который можно смотреть на звезды», «дерево», «телескоп, в который можно смотреть на звезды», «где душно», «шланг какой-то»? Это - … дуршлаг (кухонная утварь с отверстиями на дне).
ТРЕТЬЯ: Что такое: «машина, которая ездит наперегонки», «такой наездник», «тележки», «человек, который гонит коров», «это значит, кто-то гонит»? Нетрудно догадаться, что это – погоны (наплечный знак на форме).

 ОЧАГ оказался и едой, и костюмом, и кучей собак, и заводом, и вкусным хлебом, и банкой для набирания воды, но только не местом для разведения огня. А ведь совсем недавно мы читали «Приключения Буратино», рассматривали иллюстрации, подбирали ключики к дверце. К сожалению, мы не всегда акцентируем внимание ребенка на смысл услышанных слов, полагая, что он поймет. Оказывается, нет… Малышу всё надо объяснить, показать, зарисовать, дать потрогать (если есть такая возможность). А главное – спросить, ЧТО ЭТО ТАКОЕ. Иначе смысл прочитанного будет равен нулю. В итоге «Жили-поживали, да Добрана жевали», а зачем Добрана жевали непонятно…
Да, слова устаревают, жизнь заполняется новыми современными выражениями. Из обращения выходят предметы быта, одежды, явления. ГРАФИНЫ уже не стоят в БУФЕТАХ, ЧЕРНИЛА не пачкают СОФУ, а РУБАНОК и ГАРМОНЬ уже не встретишь в ГОРНИЦЕ.

Если мы не хотим превратить детей в Эллочку-людоедку  с 30 словами в словаре, давайте читать и объяснять, больше разговаривать и спрашивать, задавать провокационные вопросы и добиваться полных ответов.
И для этого не надо специального оборудования и игрушек.
В ванной играем с полотенцем (банное, махровое, вафельное!!!, пушистое, мягкое, выстиранное, мокрое);
на кухне в «Варенье» (слИвовое, малиновое, ароматное, джем, повидло);
на улице в «Доскажи словечко» (собака идет, а ворона…; дом высокий, а киоск…; машина далеко, а светофор…)
с братом во «Вкусные слова» (всё сладкое), а с сестрой в «Снежные» или «Кислые»;
в прихожей «Доскажи словечко» (вело..; свето…; моло…);
пока ждем такси объясняем многозначные слова (свежий, ручка, ключ, лист, коса, звезда, месяц, кисть).
Привлекайте ребенка к новым незнакомым словам, объясняя значение. Помните, что расширение словаря – ежедневная, постоянная работа РОДИТЕЛЕЙ. А результат не заставит себя ждать – яркая выразительная речь, умение логично и последовательно излагать свои мысли, без трудностей общаться со сверстниками и взрослыми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...